logotype

Шедевры Эль Греко. “Троица”.

ТроицаКартина “Троица”, находящаяся в музее Прадо (Мадрид), была написана Эль Греко в 1577 году. Это произведение относится к одному из первых произведений художника, созданных после его переезда в Испанию. Картина была создана для аттика главного алтаря церкви Санто Дминго ель Антигуо (Толедо), и располагалась вторым ярусом над другим грандиозным полотном Эль Греко “Вознесение Марии”. Эти произведения обеспечили немалую славу молодому иностранцу в Толедо, архаичном провинциальном городке. Торжественная, уравновешенная композиция “Троицы” продолжает восходящее движение сцены “Вознесение Марии”, расположенной под ней. В верхней картине движение замедляется, и окончательно завершается на изломанной линии поддерживаемых плеч Христа.

”Троица” Эль Греко скорее наследует художественные традиции Рима, чем Венеции. Уже в этом произведении характерное для дальнейшего творчества живописца влияние маньеризма: резкое удлинение пропорций, излом человеческой фигуры, эмоциональную напряженность. Это стало усиливаться в произведениях более поздних периодов творчества художника.

Большое внимание уделено колориту. Эль Греко взял из венецианской цветовой системы ее византийскую основу, он добивался невероятной светозарности красок: сопоставляя ярко-желтые и холодные синие, изумрудно-зеленые и огненно-красные тона. Использование белил, цветовые рефлексы желтого на темных поверхностях придают гамме чрезвычайную эмоциональную напряженность.

Бог-Отец поддерживает безжизненное тело Своего Сына, над ними парит голубь – символ Святого Духа. Божественную Троицу окружает сонм ангелов. Голова Бога-Отца увенчана тиарой. Его скорбный лик обращен к Сыну, Он словно отгораживает своей фигурой Христа от ангелов. Золотистый плащ, окутывающий божественную фигуру, усиливает впечатление отстраненности.

В более поздних произведениях Эль Греко изображает фигуры столь же свободно, как и драпировки. Однако в Троице ощущается материальность мертвого тела Христа. Создается впечатление, что Его изогнутая фигура обладает значительным весом. Эта трагическая выразительность образа Христа, цвета, характерные для маньеристов, свободное расположение фигур, придает произведению вместе с цельностью, высокое пафосное воздействие. Не смотря на то, что художник неоднократно любил возвращаться к своим излюбленным темам, неизвестно ни одной картины, посвященной теме “Троицы”.

2018  Эль Греко   globbers joomla templates
Изобразительное искусство